Яндекс (YNDX RX) опубликовал отчетность за 1 кв. 2022 г., который лишь в небольшой части отразил шоковые изменения, произошедшие в российской экономике с 24 февраля 2022 г.
Акции Яндекса выросли с минимумов этой недели на 13% (до 1721 руб.) после падения более, чем на 20% с 15 по 25 апреля 2022 г. (1520 руб.) Таким образом, бумаги закрыли гэп с 24 февраля и даже краткосрочно опустились ниже уровней 24 февраля. Уровни около 1500 руб. не наблюдались с 2017 г.
Основные результаты за 1 кв. 2022
Выручка выросла на 45% г/г до 106 млрд рублей.
Из них на рекламу пришлось 41,7 млрд рублей или меньше 40%, а темпы роста выручки в этом сегменте составили 16% (31% в 4 кв. 2021). В марте в связи с уходом большого числа иностранных компаний из России выручка в этом сегменте существенно замедлилась.
Рост GMV в Mobility достиг 40% в годовом исчислении, что обусловлено высоким спросом на услуги транспорта, что привело к значительному росту числа пассажиров и частоты поездок.
Рост GMV электронной коммерции достиг 164% в годовом исчислении, в основном за счет 3P Yandex Market GMV на фоне устойчивого потребительского спроса на онлайн-рынки. Рост GMV других услуг O2O достиг 92% в годовом исчислении, при этом Яндекс Доставка (логистика), за которой следует сервис доставки еды Яндекс, вносит наибольший вклад в рост GMV
Выручка сегмента увеличилась на 61% г/г, в основном за счет услуг электронной коммерции (+70%) и Mobility (+47%). Таким образом, в сегменте электронной коммерции, напротив, в марте наблюдался всплеск активности и рост выручки, что, однако, не отменило убытков на уровне EBITDA (- 8,2 млрд руб.) по сравнению с -3,2 млрд руб. в I квартале 2021 г.
Общая скорр. EBITDA по группе составила 1,3 млрд руб. Если исключить мартовский единоразовый расход на поддержку сотрудников и выплату всем т.н. 13-ой зарплаты в совокупном размере 5,9 млрд руб., то скорр. EBITDA по группе составила 7,2 млрд руб., что, тем не менее, на 35% ниже, чем годом ранее.
Рентабельность EBITDA снизилась до 1,2%. Динамика EBITDA обусловлена, в первую очередь, замедлением выручки и ростом расходов, напрямую связанных с изменением макроэкономической ситуации с конца февраля, а также инвестициями в новые направления бизнесов (развитие сервисов e-com, доставки, стриминга и др.).
Скорректированный чистый убыток составил 8,1 млрд руб. из-за активных инвестиция в январе-феврале. В марте компания предприняла меры по сокращению издержек и инвестиций.
Денежная позиция и досрочное погашение долга. Денежная ликвидная позиция Яндекса на конец марта 2022 составила 414 млн USD. Отметим, что это третья часть суммы, которую, по законодательству, могут досрочно истребовать заемщики компании из-за того, что торги акциями Яндекса на зарубежных площадках были приостановлены сроком более, чем на 5 торговых дней. В настоящее время компания ведет переговоры с пулом кредиторов и консультантами относительно поиска компромисса по данному вопросу.
Прогнозы на 2022 г. Компания отозвала прогнозы на 2022 г., отметив, что «в текущих условиях невозможно делать прогнозы ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Согласно прежнему прогнозу, консолидированная выручка компании по итогам 2022 г. должна была составить около 490–500 млрд руб. Яндекс также указал в годовом отчете, что сокращает или приостанавливает запланированные ранее инвестиции в российский и зарубежный бизнес и будет придерживаться консервативного подхода в этой сфере.
Торги на NASDAQ. Компания не располагает информацией о том, когда возобновятся торги и возобновятся ли они в принципе. Компания не может сделать первичный листинг на Мосбирже из-за юридических ограничений (компания зарегистрирована в Нидерландах). В настоящее время Яндекс рассматривает различные альтернативы решения этой проблемы, в том числе листинга на другой международной фондовой бирже.
Релокация, разделение и другие слухи. Яндекс не планирует проводить централизованную релокацию сотрудников за пределы России, как говорится в письме для инвесторов, сопровождающем отчет. Также компания опровергла сообщения о якобы существующих планах разделиться на две, российскую и международную. «Нет никаких планов по разделению компании» — сообщила Forbes пресс-служба «Яндекса». В то же время, по сообщениям других СМИ, ссылающихся на источники в компании, выходцы из Яндекса планируют создание отдельного международного бренда. По словам источников, в компании есть запрос на работу в других странах, «а для этого нужно, чтобы появлялись зарубежные юрлица».
Напомним, что в марте ЕС ввел санкции против теперь уже бывшего управляющего директора Яндекса Тиграна Худавердяна. Он должен был стать гендиректором российского Яндекса вместо Елены Буниной, но после санкций покинул свой пост и совет директоров. Елена Бунина также покинула компанию. Пост гендиректора занял Артем Савиновский.
Инвестиционное заключение.
Яндекс, как и все российские компании, в настоящее время переживает резкую трансформацию бизнеса, результаты которой сейчас довольно трудно оценить. Результаты 1 квартала, хотя и являются умеренно-позитивными, все же не могут пока отражать тех масштабных перемен, которые произошли в экономике РФ и в самой компании. В последующие кварталы мы увидим более определенную картину. На данный момент перед компанией стоят две основные проблемы – урегулирование с пулом кредиторов, держателей долга на сумму $1,25 млрд., которое с высокой вероятностью потребует от компании серьезной перестройки бизнес-модели, отказа от капиталоемких проектов и иных гарантий платежеспособности в рамках вероятной программы реструктуризации долга. И с другой стороны – трансформация ввиду оттока кадров, в том числе из высшего менеджмента, а, возможно, и вмешательства государства в бизнес на фоне стратегической значимости Интернет-компании в текущей обстановке. Кроме того, компания может попасть и под западные санкции. Общий экономический спад и санкционные ограничения и их последствия также, безусловно, окажут влияние на операционные и финансовые показатели компании. В числе таких последствий, например, уход целого ряда иностранных игроков с российского рынка, что означает сокращение базы рекламодателей, или серьезные технические ограничения по серверным мощностям в результате санкций. Конечно, нельзя забывать и о том, что с российского рынка ушел главный конкурент Яндекса – Google (Alphabet), но этот фактор теряется среди других негативных факторов.
Иными словами, будущий Яндекс – это уже другая компания, и прежние оценки становятся неактуальными.
Текущая стоимость акций отчасти отражает эти изменения - по P/S бумаги торгуются на уровне 1,6х против средних показателей за 5 и 10 лет на уровне около 6х и 7х. Мы не ожидаем экстремальных сценариев по Яндексу и полагаем, что компания останется одним из лидеров российского Интернет-индустрии, компания обладает всеми необходимыми ресурсами для этого. Поэтому, вероятно, покупка этих акций является привлекательной долгосрочной инвестицией, но на данный момент потенциал акций оценить затруднительно. Уровень 1500 руб., от которого бумаги отскочили на этой неделе, не наблюдался с 2017 г. и является к тому же важной технической поддержкой, которая пока продемонстрировала устойчивость. Нельзя исключать при этом, что в случае эскалации геополитической напряженности бумаги могут уйти и ниже этого уровня вместе с широким рынком.